1. Прочитать текст. Сформулировать проблему. Ответить на вопрос письменно: как относится автор к изменениям в языке?
(1) Какое же зеркало жизни наш
язык! (2) Нет, он поистине велик, оставаясь и поныне свободным, правдивым. (3)
Всё приемлет, на всё отзывается, как пушкинское эхо, больше того — он вберёт и
чужестранные слова и научит их плодить новые формы (не клонировать!) от
устаревших и заёмных слов. (4) Беда только, что всё это идёт порой в
безобразном, безграмотном смешении.
(5)
Так, за короткий срок сумели обрусеть и даже размежеваться по значению такие
привычные в среде спорта слова, как «фанатик» и «фанат», а теперь и «фан», и
даже религиозный фанатизм приобретает иную окраску. (6) Были когда-то
«поклонники», даже «клакёры» (франц.) театральные, а теперь фанатики
размежевались с «фанатами». (7) Есть ещё футбольные фанаты (не «болельщики»),
эстрадные.
(8)
Даже старомодное «приватный», когда-то редко встречаемое в обыденной речи, в
словаре В. Даля толкуемое как «частный», «личный», «особенный», «домашний»
(«приват-доцент», «приватная беседа»), мы сумели так национализировать, что
слово «приватизация» даже в бытовом, всегда чутком на оттенки языке приобрело
пренебрежительное звучание, став «приХватизацией». (9) А ведь известно, что
слово, герой, явление, попавшие в народный язык, в фольклор, анекдот,
становятся уже «нашими», «свойскими», как остроумные словечки из фильмов
Данелия, Рязанова, Гайдая.
(10)
Всюду языковое разноцветье. (11) Какое поле для наблюдения лингвистов,
литераторов, актёров! (12) Но как необычно, одухотворённо звучат в нашей
сверхделовой речи старинные слова, которые ушли временно, но живут на страницах
классиков и ждут светлых дней.
(13)
Ни в коем случае не стоит закрывать глаза на то, что, кроме иноязычных слов,
нас захлёстывает и уголовная лексика. (14) Откуда пришли эти «крутые»,
«прикольные», «крыша», «клёвые»? (15) Их источник ясен. (16) Но почему они
расцветают среди вполне приличной молодёжи, звучат с экрана, пестрят в печати?
(17)
Этот разговор может продолжить каждый, кто радеет за наш язык. (18) Он ведь и
сейчас «великий, могучий, правдивый и свободный». (19) Только портим его мы
сами, забывая о том, что он живой, поэтому не надо обижать его пошлостью, чужим
сором, ненормативной лексикой, канцелярскими изысками, несовместимой мешаниной.